В Казани в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан 30 и 31 октября 2025 года прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Девятые Казанские искусствоведческие чтения. Авангард и традиции: взаимодействие и трансформации в региональном искусстве России второй половины ХХ века». Конференция была посвящена 100-летию со дня рождения одного из самых значительных представителей казанского искусства 1960-х годов художника Алексея Авдеевича Аникеёнка (1925 – 1984 г.г.), а также 80-летию Победы.
Искусствоведы, философы, культурологи, историки, музеологи, художники, коллекционеры и галеристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Владивостока, Волгограда, Челябинска, Оренбурга, Барнаула, Лениногорска, Свияжска, представили результаты своих исследований по таким темам, как региональные версии авангарда и постмодернизма, персональные аспекты образности искусства позднесоветского и постсоветского периодов, презентация авангардного искусства в регионах России и др.
От Волгоградской области было презентовано исследование заведующей экспозиционным отделом Волгоградского государственного музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова Анны Константиновны Величко – «Живопись Г.В. Черноскутова: аллюзия как способ диалога», посвящённое творчеству и жизненному пути заслуженного художника России Геннадия Васильевича Черноскутова (1933 – 2003 гг.) – Волгоградского монументалиста и живописца, яркого представителя модернистского направления в искусстве.
В целом отечественное искусство второй половины ХХ века представляет собой сложное и многогранное явление, отражающее глубокие трансформации, происходившие в СССР и постсоветском пространстве. «Оттепель» 1960-х годов стала важным этапом, когда художественная жизнь в России отличалась большим стилистическим разнообразием. В орбиту советского искусства возвращаются многие достижения мировой и русской культуры, вычеркнутые под давлением идеологии соцреализма, переставшего быть господствующим методом. Художники начали обращаться к внутреннему миру человека, к вопросам индивидуальной свободы, экзистенциальным переживаниям и критике социальных явлений, что выразилось в поисках новых форм и авангардных стилей. Искусство второй половины ХХ века стало мостом между советским прошлым и современностью, открыв путь для дальнейших экспериментов и поисков в XXI веке.
Галерея современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, г. Казань.
Выступление заведующей экспозиционным отделом Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова Анны Величко с исследованием «Живопись Г.В. Черноскутова: аллюзия как способ диалога».
Выступление заведующей экспозиционным отделом Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова Анны Величко с исследованием «Живопись Г.В. Черноскутова: аллюзия как способ диалога».
Выступление заведующей экспозиционным отделом Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова Анны Величко с исследованием «Живопись Г.В. Черноскутова: аллюзия как способ диалога».
В 2026 году исполняется 10 лет с момента, когда Фонд культуры «Актуальное искусство» взял на себя содержание мемориальной мастерской Геннадия Васильевича Черноскутова в городе Волжском, где много лет жил и работал художник.